В выгодном свете

Дизайнер Евгения Прусакова рассказывает тонкости подбора освещения для разных целей и пространств.

Автор: Евгения Прусакова - дизайнер ЦДИ

Август 2016г.

Закончилось лето, день потихоньку пошел на убыль, и, стараясь продлить его, мы наполняем наш дом электрическим светом. В сегодняшней статье мы поговорим о роли освещения в интерьере.

Выбирая  люстру или настольную лампу, мы принимаем во внимание множество факторов: дизайн, мощность ламп, уместность того или иного решения в конкретном интерьере, пытаясь решить при помощи светильника вполне определенные осветительные задачи. Например,  подбираем светильник, свет которого поможет сконцентрироваться на работе или создаст «умиротворенное» настроение за ужином.

Дизайн-проект салона «Магия Света», дизайнер Яна Пермякова

Иными словами, мы хотим создать определенный  сценарий освещения, который необходимо реализовать в том или ином помещении нашего дома.

Главное правило любого  сценария освещения — золотая середина. Слишком много света или слишком мало — обе ситуации могут довольно сильно раздражать.

Освещение любого помещения  складывается из трех составляющих: общего, рабочего (направленного) и декоративного освещения. В группу к общему освещению относят светильники, которые размещаются под потолком и дают равномерный рассеянный свет, который заполняет комнату. Традиционно это потолочный светильник, но не обязательно люстра, расположенная в центре комнаты.  Люстра не всегда может справиться с ролью общего, технического освещения, часто она выполняет скорее декоративную функцию, а в качестве технического освещения могут применяться несколько встроенных потолочных светильников, не отбрасывающих теней и не создающих бликов.

                                       Дизайн-проект квартиры, дизайнер Ольга Кульбачко

Рабочее освещение планируется в зависимости от задачи: на кухне нужно обязательно освещать столешницу. В столовой  - обеденный стол. Какой красивой не была бы сервировка стола, обеденный стол без светильника (или нескольких светильников) над ним, выглядит не привлекательно.

 

Столовая, дизайнер Яна Пермякова.

Письменный стол, кресло для чтения, изголовье кровати — выбор места для рабочего освещения зависит от вашего образа жизни, от тех процессов, которые происходят в том или ином помещении.

В качестве рабочих подойдут любые светильники, способные давать направленный пучок света. Это могут быть настольные лампы, торшеры, бра, точечные светильники и люстры некоторых конструкций. Рабочее освещение  создает  комфортную для глаз обстановку на рабочей поверхности (как правило светильник располагается достаточно близко к ней).

Когда сформировано комфортное общее и достаточное рабочее освещение, остается задуматься о  декоративном освещении. Это достигается использованием декоративных светильников, придающих интерьеру эстетическую привлекательность, а также акцентного освещения, выделяющего те или иные предметы интерьера, или интересные фактуры материалов. Часто для создания определенного настроения и подчеркивания дизайнерского замысла в интерьере используется светодиодная подсветка (которая способна даже  менять цвета).

Дизайн-проект квартиры, дизайнер Юлия Нечаева.

Для того  чтобы продумать  освещение дома, нужно представить себе полный цикл работы всего освещения в течение суток. Требуется сесть и методично описать желаемые сценарии для каждого помещения.

В гостиной это может быть следующая комбинация.

Постоянное общее освещение, декоративное в качестве акцентов, рабочее в зоне журнального стола, дивана или кресла, сидя в котором Вы привыкли читать. Если гостиная совмещает в себе функции столовой или кабинета, дополнительное рабочее освещение должно быть над обеденным и/или рабочим столом. 

 На кухне, помимо заполняющего освещения, хорошо должны быть освещены верхние шкафчики и обязательно подсвечены кухонные столешницы, зона мойки и варочная поверхность.  Для этого лучше установить несколько потолочных направленных светильников, а столешницу подсветить с помощью светодиодной ленты, укрепленной под верхними   шкафчиками. Самой большой ошибкой является расположение светильников таким образом, чтобы они отбрасывали вашу собственную тень на рабочую поверхность.

Дизайн-проект квартиры, дизайнер Ольга Кульбачко

Если помещение совмещает в себе функции кухни и столовой, потолочный светильник целесообразней перенести из центра помещения к обеденному столу и опустить его над столом , превратив его свет в рабочий. На таком светильнике не стоит экономить, он часто становиться доминантой интерьера, поэтому должен притягивать взгляд и соответствовать по размерам столу.

Небольшая кухня/столовая. Дизайнер Юлия Нечаева.

Переместимся в спальню.

Здесь все просто: общее освещение, парное рабочее (по сторонам кровати) — для любителей почитать перед сном. Это могут быть бра, настольные лампы, одноламповые светильники на длинном подвесе. Кстати, не всем необходимо в спальне общее освещение, часто можно обойтись местным, локальным.

Совет: не засвечивайте спальню: это не способствует расслаблению. Наоборот, позаботьтесь о том, чтобы свет уличных фонарей или ранний рассвет не мешал полноценному сну. Эту проблему можно решить с помощью плотных штор с эффектом Black out, обеспечивающих полное затемнение помещения. 

Спальня в загородном доме.  Дизайнер Евгения Прусакова.

Также в спальне часто располагается туалетный столик с зеркалом, около которого тоже необходимо предусмотреть хорошее освещение. Старайтесь подсвечивать зону у зеркала мягким рассеянным светом, расположенным с трех или четырех сторон. Это избавит от жестких теней.

В спальне бывает также уместна декоративная подсветка, например, из-под навесных предметов мебели, выделяющая отдельную стену или заставляющая кровать «парить» в воздухе.

Совет: используйте светодиодную ленту в совокупности с рассеивателем, это даст более мягкое свечение и предотвратит появление таких сюрпризов, как отраженная лента на глянцевом потолке или плитке кухонного фартука.

Спальня, дизайнер Юлия Нечаева.

Что касается освещения санузлов и ванных комнат, то кроме необходимых общего и рабочего освещения у зоны зеркала  выпускают немало предметов сантехнического оборудования с функцией хромотерапии: душевые стойки, гидромассажные ванны подсвечивают воду и меняют настроение непосредственно в процессе омовений. Использовать или нет подобные новшества -  ваш личный выбор.

Ванная в загородном доме, дизайнер Ольга Кульбачко.

Поговорим подробнее  о роли акцентного освещения: зачем вообще нужно расставлять какие-то акценты в интерьере?

По своей сути акцентное освещение играет в интерьере ту же роль, что  театральные прожектора на сцене театра: нужно, чтобы зрители обратили внимание на сцену, — направьте туда яркий пучок света. Акцентное освещение — это приемы освещения предметов или поверхностей с целью привлечения внимания к этим объектам.

Правильное акцентное освещение всегда локально — свет направлен только туда, куда нужно, и не уходит впустую в пространство. Выразительные пучки света подчеркивают текстуру поверхности, предметы или архитектурные особенности помещения и вдобавок дают дополнительную мягкую подсветку.

Акцентное освещение  чаще служит, в первую очередь, декоративным целям, а не функциональным. И совершенно очевидно, что акценты нужны не каждому интерьеру. Иной раз соотношение стоимости осветительного оборудования будет достаточно высоко по отношению к количеству света, которое оно дает. Но именно акцентное освещение создает тот выразительный, даже театральный эффект, который так всем нравится при рассматривании фото интерьерных проектов.

Но что и каким образом можно и нужно подсвечивать?

1. Предметы вашей гордости — коллекции или вещи, сделанные своими руками. Подсветите полочки, на которых представлена вся эта красота, ведь это частичка вас самих, вашего ощущения мира. Именно такие вещи являются настоящим центром силы дома, его изюминкой.

Гостиная, дизайнер Яна Пермякова

Для этих целей можно использовать светящиеся полки. Если вам нравится идея стеклянных светящихся полок, советую выбрать их заранее, так как большинство из них имеет встраиваемую в стену часть, и это надо будет учесть при возведении стен либо организации специальных ниш.  Если вы заказываете специальный стеллаж, уточните — возможно, производитель уже заложил опцию подсветки.

2. Ниши, альковы, колонны и другие архитектурные элементы.  Конечно, если таковые элементы присутствуют в интерьере и придают ему выразительность, а не возникли случайно, «благодаря» техническим особенностям планировки.

Традиционно задачу подсветки ниш решают с помощью встроенных светильников.

Задумывая использование встроенных светильников, очень важно предусмотреть место, где будет находиться трансформатор. Он должен располагаться как можно ближе к светильнику. Казалось бы, прописная истина, но часто в процессе стройки про трансформатор забывают и потом ломают голову в попытках его пристроить.

3.Ступени

Говоря о ступенях, в первую очередь мы имеем в виду лестницы, но не забывайте и про подиумы. Может показаться, что достаточно повесить на стену бра, чтобы обеспечить комфортный и безопасный спуск-подъем по лестнице. Однако подсветка именно ступеней с помощью акцентных светильников обеспечивает самый комфортный результат, особенно в ночное время, когда резкий свет от настенных бра абсолютно нежелателен.

Гостиная, дизайнер Евгения Прусакова.

Совет: Используйте встроенные светильники, сконструированные таким образом, чтобы лампа была прикрыта или была возможность поворачивать источник света — тогда вы увидите только свет, а не саму лампу.

4.Настенные панели, панно,  фрески, декоративная штукатурка или очень модная сейчас кирпичная кладка. Подчеркните их  специальными светильниками, так называемыми волл-вошерами (от англ. wall-washer – «омывающий стену»). Эти светильники также относятся ко встраиваемому типу, но оснащены специальными линзами, позволяющими залить поверхность ровным светом, создавая эффект "струящегося" по стенам света. Помещение при этом выглядит больше,  наполняется воздухом и положительной аурой.

Или же можно наоборот  декорировать стену световыми фестонами.  В этом случае можно использовать традиционные точечные светильники.

Квартира-студия, дизайнер Евгения Прусакова.

5.Картины и фотографии,  декоративные тарелки и прочие аксессуары, размещенные на стене. Видов осветительных приборов, решающих эту задачу, несколько: традиционные подсветки для картин, настенные и потолочные шины с направленными мини-прожекторами, одиночные светильники направленного света.

6. Интерьерные «фишки».

Если в вашей квартире есть особенный предмет, отличающийся и выделяющийся на фоне обстановки, уместно направить на него акцентный свет. Старинный сундук, необычная консоль или яркое кресло — привлечь внимание пучком света можно к любому интересному предмету обстановки. Такие предметы можно выделить,  установив рядом настольную лампу или торшер.

Иногда бывает целесообразно подсветить крупные растения, сделав на них акцент в интерьере. Поместите светильник за растениями или под ними — они будут создавать таинственные тени на стенах или потолке.

И, на последок, хочется рассказать об  эффектном и достаточно уникальном приеме – декорирование интерьера с помощью света. Он основывается на использовании теней, которые дают источники освещения. Уникальность его состоит в том, что в любой момент одним движением вы можете изменить подобный «декор»: сделать его более контрастным, ярким или наоборот убрать, выключив лампу.

Есть светильники, которые специально разрабатываются дизайнерами для создания эффекта «отбрасывания теней». Определить их довольно просто — конструкция лампы не предполагает рассеивателя (матового основания), а на жесткий каркас из металла или пластика при помощи лазерной резки нанесен определенный рисунок. Свет, беспрепятственно проникая сквозь отверстия, дает четкие проекции на стену. Остается только  выбрать тот узор, что вы хотите видеть, учитывая, что сам рисунок на стене увеличивается в масштабе. 

Ванная комната, дизайнер Евгения Прусакова.


Один и тот же светильник может давать более контрастные тени, менее или совсем еле различимые. Все это зависит от физического положения светильника в пространстве — чем ближе поверхность, от которой он сможет отразиться, тем более точной будет передача изображения.

Поэтому идеальным местом для использования светотеневых абажуров являются коридоры — расстояние между стенами небольшое. И именно здесь можно позволить себе чуть больше яркого декора, чем в жилых пространствах. Принимайте во внимание фон, на котором будут прорисовываться ваши светотени — наиболее контрастно и ярко они смотрятся на нейтральной однотонной поверхности.

Холл, дизайнер Евгения Прусакова.

Не секрет, что любое декоративное оформление может надоесть или стать неуместным в определенной ситуации. И тут мы возвращаемся к той уникальной возможности нашего декоративного приема: такой активный светильник всегда можно выключить.

А потому в случае использования светотеневых источников, крайне важно запланировать и разместить альтернативные (возможно встроенные) источники освещения, чтобы вы всегда могли выбрать, в каком виде вы увидите сейчас свою комнату.


Автор: Евгения Прусакова - дизайнер Центра Дизайна Интерьера.

Август 2016г.