Обустраиваем детскую

В этой статье мы расскажем вам, на что следует обратить особое внимание, создавая интерьер детской.

Автор: Евгения Прусакова - дизайнер ЦДИ

Ноябрь 2015 г.

Все мы хотим дать своим детям самое лучшее, это ествественное желание каждого родителя. Что же считать лучшим в обустройстве детской комнаты? В этой статье мы расскажем вам, на что следует обратить особое внимание, создавая интерьер детской.

Приступая к обустройству детской комнаты, родители должны решить непростую задачу: правильно организовать пространство. Как правило, детская комната всегда планируется немного «на вырост». Детская – это многофункциональное помещение. Желательно не рассматривать пространство детской как единое целое, а разбить его на зоны: зону отдыха, игровую зону, зону для занятий. И обязательно предусмотреть место для хранения всего необходимого.

Смежные детские комнаты для двух сестер младшего школьного и дошкольного возраста. Дизайнер Евгения Прусакова.

Каждую зону можно выделить цветом. Игровую зону выделить активными тонами, зону отдыха выполнить в более спокойных тонах.

Зону отдыха желательно сделать максимально обособленной, например, повесить над кроватью красивый балдахин, или организовать спальное место на втором ярусе, а пространство под ним использовать для хранения. Возможность уединиться очень важна для ребенка.  Дети так же, как мы, взрослые, любят иногда побыть в одиночестве и имеют право на неприкосновенность своих тайн и секретов. Если в семье не один ребенок, имеет смысл сделать одну спальную зону для всех детей в их общей детской.  При этом  чтобы комната не выглядела, как хостел, можно изготовить мебель на заказ, объединив кровати в единый объем и используя не мебельные, а архитектурные элементы, устроив для каждого ребенка свой отдельный «домик».

Где лучше расположить спальное место ребенка? Строгих правил нет, но нежелательно располагать кровать ребенка вплотную к окну. Горячий воздух от радиатора и сквозняк из открытой створки окна создадут не самый благоприятный микроклимат для сна.  Можно избежать этих проблем, поставив кровать хотя бы в полуметре от окна. Расположенная таким образом, она практически не будет загораживать свет, и его будет достаточно для игровой зоны и зоны для занятий.

                                       Смежные детские комнаты для двух сестер младшего школьного и дошкольного возраста. Дизайнер Евгения Прусакова.

Игра – основная деятельность дошколенка. Для игр и досуга нужно постараться выделить как можно большее пространство в детской. Играть детям удобнее всего на полу. Можно превратить пол в настоящую игровую площадку, постелив на него яркий коврик с дорожками для машинок. Пол в детской должен быть из приятных на ощупь, теплых материалов, таких как дерево, пробка, но при этом желательно без подогрева. Можно постелить на пол коврик из натурального материала – бамбука, льна, шелка, шерсти, желательно с коротким ворсом.  Это облегчит уборку и исключит вероятность аллергических реакций.

Выбирайте для детской комнаты специализированные товары: соразмерные ребенку предметы мебели ярких цветов и разнообразных текстур, которые можно использовать для игр. Это могут быть бескаркасные пуфы, кресла-мешки и другие легкие и мобильные предметы мебели, которые ребенок может превратить в машину, корабль, самолет или дом.

 

Детская для младшего школьника. Дизайнер Юлия Нечаева.

Как отнестись к спортивному оборудованию в детской комнате? Положительно, если позволяет место и ваш ребенок действительно любит спорт. Но, к сожалению, детские комнаты часто бывают меньше, чем нам хотелось бы.

Место для занятий малыша – это маленький столик для лепки и рисования. Позаботьтесь заранее, чтобы потом на его месте поместился полноценный письменный стол. Он должен располагаться в светлой части комнаты, желательно у окна.

Организация рабочего места для школьника – отдельная тема. Расположить его надо, как уже было сказано выше, в хорошо освещенной части комнаты. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, сиденье стула должно быть со спинкой.  Желательно, чтобы стул был регулируемый по высоте и имел подставку для ног. Не стоит покупать ребенку-непоседе крутящийся стул. Пусть это будет стул на ножках, но соответствующий росту ребенка.

Детская для мальчика десяти лет. Дизайнер Евгения Прусакова.

Учебники, тетради и другие школьные принадлежности занимают довольно много места. Ребенок должен хорошо ориентироваться в своем школьном хозяйстве, быстро находить нужное и ничего не терять. Идеально, когда все необходимое находиться на расстоянии вытянутой руки от стола, но это не обязательно. Главное, чтобы не очень высоко и далеко.  Чтобы пространство стола было свободным, предусмотрите для школьных принадлежностей достаточное количество ящиков или полок. Полки можно повесить над столом, а если сам стол стоит у окна, то полки могут быть расположены по сторонам от окна. Удобно, если над столом или рядом с ним будет висеть магнитная или пробковая доска, на которую ребенок мог бы повесить расписание уроков или другую полезную для себя информацию.  Подоконник может стать продолжением стола. Пространство под столом также можно использовать для хранения.

Очень важно предусмотреть в детской достаточно места для хранения. Детские игрушки имеют свойство расползаться по всей комнате, а детских вещей всегда оказывается больше, чем предполагалось. Вопрос хранения в детской решается также на этапе планировки. Хорошо, когда можно выделить для вещей отдельную гардеробную.  Или это должен быть шкаф, вместительный, желательно от пола до потолка, лучше встроенный, а не отдельно стоящий.

Комната для мальчика-подростка. Дизайнер Ольга Кульбачко.

Разные отрезки жизни ребенка – это разная по содержанию детская комната. Но обновлять  интерьер детской каждые три-четыре года не каждому по силам. Нужно с самого начала продумать возможность перемен, чтобы изменения, вносимые в детскую по мере взросления ребенка, были минимальны и не очень дорогостоящими.

Вообще, дорогие материалы и мебель – не самый лучший выбор для детской комнаты. Главное, чтобы они были качественные и безопасные, не оказывали отрицательное влияние на здоровье малыша. 

Например, для отделки стен хорошо использовать натуральные краски. Они практичны, легко реставрируются и их можно легко обновлять. Другой вариант отделки стен - натуральные обои: бумажные, бамбуковые, стеклообои. Для изготовления стеклообоев применяются известь и кварцевый песок. Они экологически безопасны, не подвержены паразитам и очень прочны – легко выдержат удары мяча, что немаловажно для детской, а главное, могут перекрашиваться несколько раз.

Мебель тоже должна быть безопасной и легко заменяемой. При выборе мебели обратите внимание на обработку кромок: они должны быть закрыты. Желательно, чтобы мебель имела сертификаты, подтверждающие ее безопасность. Также она должна по возможности трансформироваться.

Детская для школьника. Дизайнер Юлия Нечаева.

Совсем маленький ребенок требует практически круглосуточного внимания, и желательно предусмотреть в его комнате дополнительное спальное место для взрослого. Например, поставить небольшой диван или тахту с ортопедическим матрасом, которая позднее, когда малыш вырастет из своей детской кроватки, станет спальным местом ребенка.

Цветовое оформление детской должно соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Яркие цвета и разнообразие текстур – это то, что нужно в комнате малыша. Но использовать яркие цвета можно локально, а общий фон сделать нейтральным, чтобы на следующем этапе взросления ребенка их можно было заменить на более сложные «взрослые» оттенки.

Детская для ребенка младшего школьного возраста. Дизайнер Яна Пермякова.

Несколько слов об освещении в детской комнате. Лучше, когда предусмотрено несколько светильников в разных зонах, которые можно включать попеременно. При этом общее освещение детской должно быть достаточно ярким, особенно в игровой зоне и в зоне для занятий. Свет на рабочем столе от настольного светильника должен падать слева, если ребенок праворукий, и, соответственно, справа, если ребенок левша. При этом лампа должна располагаться на такой высоте, чтобы свет не бил в глаза. В зоне отдыха лучше предусмотреть светильник с мягким светом, прикрытый абажуром, создающий ощущение уюта и покоя. Темнота – распространенный детский страх. Если малышу неуютно засыпать в темной комнате, проблему решит ночник с мягким светом в виде забавной фигурки.

Что касается электрики, то необходимо заранее предусмотреть розетки около стола  и кровати, а также интернет и телевизионную розетку, которые обязательно понадобятся ребенку, когда он пойдет в школу.

Детская для мальчика-подростка. Дизайнер Яна Пермякова.

И последнее, но самое важное правило обустройства детской комнаты: мнение ребенка должно быть на первом месте. Детская комната – это личное пространство вашего ребенка. И естественно, оно должно отражать его интересы, вкусы и потребности. Ребенок может сам принять участие в создании интерьера своей комнаты. Можно вместе выбрать цветовое решение, вместе украсить стены, выбрать рамки для фотографий, подобрать  декор. Конечно, бесполезно спрашивать маленького ребенка, какого цвета стены он хочет. Лучше показать ему варианты и попросить выбрать тот, который больше нравится.

Если же комната предназначена для подростка, он может уже наравне со взрослыми принять участие в выборе материалов и цветового решения. Заранее договоритесь с ребенком, что обязательно должно быть в его комнате. Пусть интерьер отражает интересы и увлечения вашего ребенка. В нем должно найтись место для музыкальных инструментов, для мольберта или верстака. Не протестуйте против плакатов с любимыми персонажами. Это мир вашего ребенка и, возможно, именно герои,  изображенные на них, вдохновляют вашего ребенка на какие-то поступки.

Комната для девочки-подростка. Дизайнер Евгения Прусакова.

Пусть в комнате будет предусмотрено место и для демонстрации достижений ребенка, его творчества.

Предоставьте ребенку и самому возможность творить – выделите специальную стену, на которой можно сделать коллаж или роспись. Можно оклеить одну из стен обоями, которые легко заменить, и предназначить ее для детского творчества. Или повесить на стену грифельную доску. Единственное замечание: такой прием работает с детьми, старше трех лет. Полуторагодовалый малыш не поймет, почему на одной стене можно рисовать, а на других стенах нельзя.

Важно, чтобы хозяин детской мог разместить в комнате и своих гостей. В этом помогут пуфы, кресла-мешки, возможно кресло-кровать, которое можно использовать как дополнительное спальное место.

Подведем итоги:

1.Пространство детской должно быть зонировано. Каждая зона выполняет свои функции: отдых и сон, игра и занятия, хранение вещей.

2. Детская должна легко трансформироваться под нужды взрослеющего ребенка, соответствовать его возрасту, но при этом быть немного «на вырост».

3. Безопасность – важный принцип обустройства детской. Материалы не должны наносить вред здоровью, а предметы мебели и игровое оборудование – соразмерны ребенку и безопасны.

4. Детская – личное пространство ребенка. Она должна соответствовать вкусам, потребностям и увлечениям ребенка. И в первую очередь – нравиться ребенку.

Автор: Евгения Прусакова - дизайнер Центра Дизайна Интерьера

Ноябрь 2015 г.